Импрессионизм: мир солнца, света и воздуха в живописи

08. февраля 2017 ИСКУССТВО 0
Импрессионизм: мир солнца, света и воздуха в живописи

Искусство становится интересным тогда, когда ты начинаешь его понимать, когда ты чувствуешь в картинах жизнь и дух создателя, когда ты изо всех сил пытаешься разгадать сокровенный смысл или же просто созерцаешь красоту. В данной статье я буду говорить об импрессионизме. Для меня это направление действительно самое живое во всей истории живописи. Здесь нет мифологии, аллегорий, литературных и библейских сюжетов. Импрессионисты стремились быть правдивыми. Они изображали беспокойные ритмы жизни, беспрестанное волнение большого города, отдых на природе и девушек-кокеток. Для того, что уловить «смысл» искусства впечатлений его нужно просто созерцать.

ПИССАРО

«Уборка сена в Эраньи», Камиль Писсаро

Камиль Писсаро был одним из первых живописцев-импрессионистов. Более того, он стал связующим звеном сообщества художников. Несмотря на запреты религии (он был евреем), Писсаро постоянно рисовал, где бы он ни находился. Золотые пшеничные поля, радостно работающие на полях крестьяне, рыбаки — излюбленные темы художника. Еврейский мальчик жил на Виргинских островах — в тысячах километрах от центра мирового искусства. Переехав в Париж, Писсаро стал изображать город во всех красках и с необычных ракурсов. Чаще всего он писал картины не на улице, а из гостиничных номеров: «Площадь Дю Гавр Париж», «Улица Сент Лозар», «Бульвар Монмартр весной» и др. Несмотря на столь привлекательную городскую суету Парижа, художника привлекали сельские пейзажи. Такие места, как Понтуаз и Эраньи, мы знаем благодаря картинам Писсаро: «Уборка сена в Эраньи», «Луг в Эраньи», «Прачки в Эраньи», «Огород с цветущими деревьями весной в Понтуаз», «Старая дорога в Понтуаз» и др. Он бывал в Руане, Гавре, Дьеппе, Варенжвиле — в самых красивых и интересных уголках Нормандии.

МОНЕ

Японский мостик, Клод Моне
«Японский мостик», Клод Моне

Водяные лилии, речные виды, маковые поля, стога сена — всё это творения Клода Монэ — беспечные, излучающие счастье и спокойствие. Всю свою жизнь художник провёл рядом с водой, посвятив ей своё творчество. Родился будущий художник в Париже, вырос в Гавре, отдыхал в Этрете и Онфлёре, заезжал в Руан, а последние дни провел в местечке Живерни у знаменитого пруда с кувшинками. И в каждом из этих мест он создавал удивительные полные жизни картины: «Впечатление. Восходящее солнце» — именно благодаря этой картине художников стали называть импрессионистами, «Вход в порт Онфлёра», «Гавр. Торговая гавань»; «Стога сена в Живерни» и многие другие картины. Клод Монэ с юности знал и любил небольшой городок Этрета, поэтому он часто приезжал сюда. Каменный пляж, рыбацкие лодки, бушующие волны и скальные ворота — всё это привлекало художника. Здесь он написал множество картин, в том числе «Маннпорт близ Этрета». Моне любил воду и проводил на реке целый день в специально построенной лодке. В Живерни создавались знаменитые «Водяные лилии», «Японский мостик», «Кувшинки» и «Яблони в цвету».

РЕНУАР

«Лягушатник», Огюст Ренуар

Танцы, обеды, флиртующие с молодыми людьми красавицы… Всё это можно найти на полотнах Огюста Ренуара. Художник стремился запечатлеть атмосферу нового Парижа — атмосферу влюбленности, развлечений и веселья. Его героями становились не священники и императоры, а девушки и юноши из рабочего класса — новые шумные и веселые парижане. Кроме того, Ренуар хотел писать то, что происходило перед его глазами на улице. Для этого он въехал в студию на Монмартре на улице Rue Cortot. В садах студии  художнику позировали самые красивые девушки Монмартра. Здесь он написал картину «Качели». Излюбленным местом Ренуара был Le Moulin de la Galette — бар, ресторан и танцевальная площадка, где по воскресными вечерами собирались танцующие и флиртующие пары. Известна его картина «Бал в Мулен де Галетт», где молодые пары беззаботно общаются друг с другом, танцуют и веселятся. Сам Ренуар был отличным танцором и конечно же написал немало картин, посвященных танцам. Например, «Танец в Буживале»: здесь изображена Сюзанна Воладон — эта красивая девушка с Монмартра довольно часто появлялась на полотнах Ренуара. Недалеко от Буживаля находится небольшое кафе на воде, которые привыкли называть «лягушатником» — здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки». У Ренуара и Моне мы находим картины с одноименным названием — «Лягушатник». Однако Моне был больше заинтересован в пейзаже, а Ренуар был увлечен изображением людей.

СЕЗАНН

«Вид на гору Сент-Виктуар», Поль Сезанн

Поль Сезанн — грубый, жадный и эгоистичный человек — таким его помнят друзья детства. Его тяжелый внутренний мир находил отражение в его произведениях. Сам художник называл свои ранние работы «куяр» — это неологизм, обозначающий нечто запрещённое и ужасное: насилие, уродство, огромные обнажённые женщины… Начало его творчества было темным и странным. Знакомство же с Писсаро изменило его направление в творчестве: он начал писать на открытом воздухе. Его полотна буквально вышли из тьмы и преобразились светом и солнцем. Удалившись в Прованс художник посвятил свое время созданию пейзажных полотен. Довольно часто он изображал свое родовое поместье Жа-де-Буффан в Провансе. Пруд, сады, деревья, дом — всё это можно найти на его «сельских полотнах»: «Пейзаж с линией воды», «Дома в Провансе недалеко от Гарданна», «Дом повешенного в Овере» и др. Неподалеку от городка Эксан-Прованс Сезанн построил студию, позволяющую ему спокойно работать в сельской местности. Здесь он создал одни из самых революционных полотен искусства, например «Натюрморт с яблоками». Именно в этой местности Сезанн написал знаменитый вид на гору Сент-Виктуар.

ДЕГА

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега

Считать, что импрессионистов интересовали только реки и сады — большая ошибка. Наблюдение за людьми в помещении было также важно, как и созерцание природы. Французcкий живописец Эдгар Дега относился как раз к таким художникам. Он происходил из буржуазной семьи и часто рисовал своих родственников. Дега был очень тяжелым человеком, но одновременно настоящим гением. В своих ранних работах он придерживался традиций («Портрет семьи Беллелли»). Но потом в его работах появилось нечто яркое, неудержимое и разноцветное. Это была очень динамичная перемена. Дега искал новые и интересные темы для своих картин и конечно же не мог обойти «Скачки в Лонгшамп» в Париже. Сильное влияние на Дега оказал английский фотограф Эдвард Майбридж: он фотографировал женщин кружащихся, танцующих, в разных позах и всегда в движении. Дега вслед за Майбриджем стал изображать женщин с необычных ракурсов. У него достаточно много картин с обнаженными женщинами, которые изгибаются, наклоняются, вытягиваются после ванны.Таковы картины: «Женщина в ванной моет ногу», «Ванна», «Сидящая купальщица». Но самой излюбленной и наверное главной темой в живописи Дега считается балет. Дега очень любил балет и несколько раз в неделю посещал Парижский оперный театр. Многие его работы показывают жизнь за сценой театра. Но чаще всего он рисовал танцовщиц, девушек из кордебалета, учениц балетных школ. Самая знаменитая картина из этой серии — «Голубые танцовщицы». Не менее изящными будут картины «Танцевальный класс», «Танцовщицы в розовом», » Танцовщицы в светло-голубом. Репетиция в танцевальной студии» и др.

СЁРА

Жорж Сёра
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра

Гранд-Жатт — это крошечный остров на Сене, куда съезжались толпы праздных парижан, в том числе и девушки легкого поведения, вышедшие на поиски клиентов. Именно это место запечатлел Жорж Сёра на своей картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина написана новой для того времени техникой пуантилизма, которую выработал сам Жорж Сёра: он набрасывал на холст точечные мазки, создавая таким образом целостную картину. Создается такое ощущение, как будто мгновение жизни остановилось и превратилось в вечность. В этом и заключается главное отличие Сёра от его предшественников, Моне и Ренуара, изображающих мимолетность мгновения. «Воскресный день на острове Гранд-Жатт » писался как параллель с «Купанием в Аньере», где изображен мир рабочих, фабрик и дымящихся труб. Сёра также вдохновлялся морскими пейзажами. Каждое лето он выезжал на французское побережье и создавал несколько пейзажей: «Вечер на канале в Гравелине», «Порт-ан-Бессин. Вход в гавань», «Пляж Бас-Бутен в Онфлёре» и др. Сёра очень любил театр и цирк, и в серии картин он запечатлел ночные развлечения парижских буржуа: «Канкан», «Цирк».

ВАН ГОГ

«Звёздная ночь», Винсент ван Гог

Голландский художник с угрюмым характером отличается от других импрессионистов не только образом жизни, но и подходом к своему творчеству. В Бельгии его выгнали из художественной школы, он много пил и курил. В общем, Винсент ван Гог вёл далеко не лучший образ жизни. Неудивительно, что его картины пропитаны мрачностью и тяжестью. Период импрессионизма в его творчестве был очень коротким. Во время становления художественного стиля Винсент ван Гог столкнулся с одной проблемой — он не умел рисовать людей, что в последствии стало его изюминкой. Его человеческие фигуры лишены плавности и естества — они угловаты и непропорциональны. Когда же Ван Гог перебрался в Париж, его творчество стало впитывать в себя краски импрессионизма. В его картинах появились голубые, жёлтые и красные тона. Стали появляться такие работы, как «Подсолнухи», серия натюрмортов «Башмаки» и конечно же пейзажи. Самые выдающиеся произведения Ван Гога, на мой взгляд, — это «Персиковое дерево в цвету», «Красные виноградники в Арле», картина «Пшеничное поле с воронами» и конечно же «Звёздная ночь».

Путь импрессионистов был тяжёлым, но в то же время полным красок и впечатлений. Их творчество буквально вдохнуло жизнь в застывшие формы традиционного искусства.

Автор: Дина Борисова




Добавить комментарий