Хитрость дьявола: рецензия на книгу «Скорбь Сатаны» Марии Корелли

24. ноября 2016 ИСКУССТВО 0
Хитрость дьявола: рецензия на книгу «Скорбь Сатаны» Марии Корелли

Сатана – самая неоднозначная личность, которую мне… нет, не приходилось встречать, о которой приходилось читать. Книга «Скорбь сатаны» Марии Корелли стерла рамки между добром и злом и в то же время дала четкое представление о том, кто такой человек и как его меняет светское общество. И даже не смотря на то, что роман был написан в конце XIX века, некоторые реалии того времени до сих пор живы, и неважно, живем мы в Англии 19 века или в России 21 века.

Интересно то, что в романе почти не происходит никаких событий. Мы видим главного героя Джеффри Темпеста, который постоянно жалуется на свою жизнь бедняка-писателя, чьи произведения не пользуются популярностью, а чаще всего даже не публикуются. И все персонажи раскрываются через призму главного героя. В книге всего лишь несколько поворотных событий, которые можно пересчитать по пальцам. Всё остальное – это диалоги, размышления о разных аспектах бытия и человеческой жизни в частности.

Отправной точкой развития сюжета служит встреча Джеффри с сатаной в облике человека – Лючио Риманцем. Да, да, эта пресловутая сделка с дьяволом. Ну, куда уж без нее, раз все мы, к сожалению, в той или иной степени состоим в отношениях с сатаной, то и дело поклоняясь материальным ценностям и проявляя наихудшие стороны своего характера.

Что меня удивило в этом романе, так это как раз личность сатаны. Если оставить в стороне всё общество, в том числе и главного героя, и посмотреть на образ дьявола, то нельзя сказать, что это абсолютно отрицательный герой. Лючио Риманец в начале романа вызывает отвращение (читатель видит в нем демоническую личность, искушающую людей), но давайте вслушаемся в речи Риманца, которые характеризуют его скорее как «пророка», если воспринимать «пророка» как посредника между Землей и потусторонним миром (не обязательно божественным). И вот одна из речей Риманца:

«А вы думаете, что только о физических недугах стоит тревожиться? – спросил он, продолжая улыбаться той же дикой улыбкой. – Тело – наша главная забота; мы холим его, кормим его, лелеем его и охраняем его от самой ничтожной боли, если можем, и таким образом мы уверяем себя, что все хорошо, все должно быть хорошо! Между тем оно не больше как прах, как куколка, обязанная рассыпаться и уничтожаться с возрастанием в ней души-бабочки – бабочки, которая летит со слепым инстинктом прямо в неизвестное, прельщаемое чрезмерным светом!»

Хоть вы и дьявол, Лючио Риманец, но ваши рассуждения очень даже разумны – они вдохновляют на постижение своей души и Всевышнего! Кстати, похожие мысли (о болезнях души) я уже встречала у Эразма Ротердамского в «Оружии христианского воина»[1].

Так вот, дьявол вроде бы искушает и в то же время предупреждает свою очередную жертву о своей темной сущности. То есть у человека всегда есть выбор – между светом и тьмой, между добром и злом, между богом и сатаной. Но в силу своей эгоистичной натуры человек склонен скорее пасть перед своими желаниями и чувствам и поддаться искушению. Это может говорить только об одном – жизнь представляет собой череду испытаний (искушений), которые порождают внутреннюю борьбу между добром и злом.

Нельзя, конечно, говорить в данной книге об абсолютном зле. Как вы уже поняли, даже в априори отрицательном герое заложена положительная функция. Ведь сталкиваясь с искушением, мы проверяем стойкость своего духа. Без добра не существует зла, а без зла нет добра. За нами остается лишь выбор.

Разберу еще одну немаловажную проблему, затронутую в романе – проблема творческой личности, или гения. В романе два героя, которых можно действительно считать творческими личностями. Это Мэвис Клер – знаменитая писательница, заслужившая общественное признание благодаря своему таланту. И Джеффри Темпест – писатель, подающий надежды, но падший перед своим страстным желанием разбогатеть. Да! Здесь возникает проблема гения и богатства. Лючио Риманец прямым текстом говорит своему новоизбранному другу, что вдохновение с богатством рядом не живут, что богатый человек никогда не сможет стать великим писателем, а все великие гении всегда едва сводили концы с концами.

Могу сказать, в этом есть доля смысла. Не то, что бы я согласна с тем, что только в бедных людях живет творческая нить вдохновения. Нет. Здесь скорее вопрос о пресыщении. Когда человек «голоден», или проще говоря, когда пуст его «желудок», его ум находится в пробужденном состоянии, он наполнен мыслями, его сердце испытывает вдохновение, и он готов творить. Но когда его «желудок» полон или скорее даже переполнен, его ум находится в стадии сна, то есть человеку уже не хочется ни созидать, ни думать о высоком. Всё это можно свести к формуле: «Чрезмерная сытость порождает творческий голод», или как сказано в книге: «Бедность лучше, чем высокомерное богатство, голод здоровее, чем самоудовлетворение».

Возьмем хотя бы Джеффри Темпеста. Он творит свой роман именно в период своей материальной бедности, а как только он становится богачом, его начинают заботить светские приемы, ухаживания за Сибиллой, обустройство будущего семейного гнездышка… Он уже не в состоянии написать великий роман: вдохновения и силы таланта не хватает. Единственное, что он может, – это злостно завидовать своей «сопернице по перу» — Мэвис Клер, которая, кстати, не продала свою душу дьяволу. А вот, что говорит сам Риманец по поводу проблемы гения:

«Человек, в которого некогда была вселена мысль Господа, тот проникающий огонь или отзвук небесной музыки, называемой гением. Такой великий дар редко посылается смертному, и горе тому, кто, получая его, пользуется им только для себя, а не для Бога»

В его словах раскрывается сущность любого творчества – «не для себя, а для Бога». Кстати, эта мысль звучит во многих религиях мира – посвящать плоды своего труда Богу (действительно, бессмысленно делать что-то только для себя, если мы всё равно умрем). И поэтому какой бы дар нам ни был дан, пользоваться им мы должны не ради удовлетворения своих желаний, а во имя Бога.

И, наконец, последний вопрос. Всё ли можно купить за деньги? Можно ли купить счастье за деньги или чью-либо благосклонность? И будет ли в действительности эта купленная благосклонность для тебя что-то стоить? Джеффри Темпесту казалось, что он сможет купить себе талант и общественное признание за пять миллионов. Последнее-то он купил, а вот с талантом как-то не особо получилось… И то это «общественное признание» сразу же исчезло, как только наш миллионер потерял свои миллионы. Не перестаю цитировать сатану, Лючио Риманца, который поражает мудростью своих высказываний:

«По крайне мере, так свет судит о тебе, потому что ты можешь купить его благосклонность. Но силы, руководящие всеми мирами, не судят тебя подобным мерилом; ты не можешь купить их благосклонность. Они смотрят на тебя, каков ты есть, а не каким ты кажешься»

Я искреннее благодарна своей подруге, посоветовавшей мне прочесть «Скорбь сатаны». Признаюсь, что название меня несколько смутило, но всё же после прочтения книги я очередной раз убедилась, что не стоит смотреть лишь на обложку, не заглядывая внутрь. И в любой хорошей книге всегда есть за что зацепиться, о чем можно порассуждать. Как ни как книги созданы для того, чтобы тренировать наш ум и разум и, конечно же, затрагивать струны нашей души.

Автор: Дина Борисова

[1]«Оружие христианского воина» (Роттердамский Эразм) – произведение величайшего мыслителя Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина», поднимающее вечные вопросы морали и нравственности, борьбы человека со своими недостатками и невежеством.



Добавить комментарий