5 великих работ Микеланджело

12. января 2017 ИСКУССТВО 0
5 великих работ Микеланджело

Италию называют музеем под открытым небом. Множество скульптур, картин, исторических зданий радуют глаз туриста. Во Флоренцию приезжают, чтобы погрузиться в эпоху Ренессанса, ведь именно здесь жили и творили, как их сегодня называют, «титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан. Сегодня я рассмотрю творчество одного из моих любимых скульпторов и живописцев – Микеланджело Буонарроти. Замкнутый и погруженный в себя человек, подверженный внезапным вспышкам и перепадам настроения, находил отраду в создании скульптур. Он был готов работать сутки напролет, чтобы добиться идеального результата. Его жизнь напоминает жизнь аскета, полностью отдавшегося созиданию. Микеланджело был живописцем, архитектором, поэтом, но сам же относил себя скорее к скульптору, который берет камень и отсекает всё лишнее.

1. Давид

Статуя, достигающая высоты 5,5 метров была высечена из огромной глыбы мрамора во Флоренции по заказу строительной комиссии собора Санта Мария дель Фьоре. Первоначально статую хотели поместить на крыше собора, однако сделать это было невозможно, поэтому было решено установить Давида перед Палаццо Веккио. Сейчас скульптура находится в Академии художеств во Флоренции, а рядом с Дворцом установлена копия скульптуры.

Согласно Библии, во время войны израильтян с филистимлянами молодой пастух по имени Давид убил камнем из пращи сражавшегося на стороне филистимлян великана Голиафа. Микеланджело вопреки традиции его предшественников изобразил Давида обнаженным юношей, готовящимся к решительной схватке. Его поза выражает спокойствие: он стоит, перекинув через левое плечо пращу и устремив свой взор вдаль. В его взгляде можно увидеть суровость, решительность и презрение к врагу, а во всей его фигуре ощущается внутреннее напряжение.

2. Пьета («Оплакивание Христа»)

Микеланджело начал работу над Пьетой, когда ему было всего 24 года. Заказ он получил от кардинала Грозлей де Виллье. Работа была тяжелой, и в начинающего итальянского скульптора мало кто верил. Однако результат затмил всех, и, по словам современника, Микеланджело «приобрел себе этим произведением большую известность и славу». Кстати, «Оплакивание Христа» — это единственная скульптура, которую подписал Микеланджело.

Многим работам Буонарроти приписывают противоречивость, что было присуще его характеру. «Пьета» не исключение. Композиция буквально состоит из контрастов: жизнь противостоит смерти, женское — мужскому, одетое — обнаженному, а горизонталь — вертикали. У Микеланджело контрасты сходятся воедино и не могут существовать по отдельности. Посмотрите на крупные изломы складок на одежде Марии — они символизируют ее физическую и душевную силу. В то же время их мощь контрастирует с юным и мягким лицом Девы Марии, что вносит в композицию оттенок напряжения и драматизма. Взгляните на правую руку Богоматери, которой она удерживает своего сына — в такой позе обычно кормят грудью младенца. Левая же рука Марии как будто бы показывает недоумение. Несмотря на то, что во время распятия Мадонне было около 50 лет, она изображена юной, что символизирует чистоту ее души и одухотворенность.

3. Гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи

Герцоги Джулиано и Лоренцо из семейства Медичи изображены античными полководцами, что в XVI в. связывали с идеей о доблести христианских воинов. Надо сказать, что Микеланджело идеализирует образы герцогов и в то же время противопоставляет их друг другу. В двух скульптурных композициях воплотились два восприятия жизни: жизнь созерцательная и жизнь действенная.

Лоренцо изображен в спокойной задумчивой позе. Он расслаблен, однако тень, падающая на лоб от головного убора, наталкивает на мысль о мрачных думах Лоренцо. Приподнятая к губам левая рука как будто бы намекает на его внутреннее молчание. Как пишет Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости», скульптура выглядит статичной, скованной, замкнутой и полностью погруженной в собственный мир. Гробницу Лоренцо украшают две скульптуры: «Утро» и «Вечер». Аллегория утра представлена в образе пробуждающейся женщины-рабыни, на что нам указывает лента, завязанная под ее грудью. С другой стороны от Лоренцо изображен засыпающий мужчина — аллегория вечера.

Если в образе Лоренцо проявлена жизнь созерцательная, то в образе его брата — Джулиано — воплощена идея деятельной жизни. В позе Джулиано чувствуется уверенность и серьезность, а взгляд выражает решительность. Его саркофаг украшен скульптурами «Дня» и «Ночи». Композиционная идея о смене времен указывает на быстротечность и бренность жизни.

4. Моисей

Первоначально статуя была предназначена для гробницы папы Юлия II. Однако по требованию наследников папы надгробный памятник поместили не в соборе Св. Петра, как планировалось, а в церкви Сан Пьетро ин Винколи. Библейский пророк изображен со скрижалями завета. Небольшие рожки на голове Моисея символизируют лучи сияния, которые исходят от головы пророка во время его общения с Богом. Образ вождя, выведшего иудейский народ из египетского плена, аллегорически выражал историческую миссию, которую стремился осуществить Юлий II, возглавив борьбу за национальное освобождение и объединение Италии.

5. Бахус (Вакх)

Заказ на изображение античного бога вина Микеланджело получил от римского банкира Якопо Галли, который любил собирать античные древности. Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции. Бог вина Вакх, держащий в правой руке чашу, изображен несколько опьяневшим — его взор затуманен, тело слегка покачивается, а его кучерявые волосы напоминают виноградные гроздья. За левой ногой Бахуса прячется фавн, надкусывающий гроздь винограда. Кажется, что скульптура вот-вот упадет. Скорее всего, именно эффекта неустойчивости — физической и духовной — добивался Микеланджело. Искусствовед Йоханнес Уайльд однажды написал о скульптуре следующее: «вкратце … это не образ бога».

Автор: Дина Борисова




Добавить комментарий